Причины изменения методики расчета пользовательского сбора.
В Российской Федерации цена нового автомобиля одной и той же модели может меняться в зависимости от процесса ввоза и последующей регистрации. Это связано с тем, что таможенное оформление возможно как внутри страны, так и в государствах — членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая Казахстан, Кыргызстан, Армению и Беларусь.
Преимущество растаможки в одном из государств-членов ЕАЭС заключается в снижении таможенной стоимости автомобиля, что делает конечную цену автомобиля более привлекательной для покупателя. Однако это приводит к снижению таможенных поступлений в российский бюджет. Ситуация осложняется тем, что действующее таможенное законодательство ЕАЭС предусматривает единые тарифные ставки, что делает невозможным немедленное возвращение этих средств без дополнительных мер.
В качестве контрмеры была изменена система расчета пользовательских сборов, в которую были добавлены несобранные таможенные пошлины, НДС и акцизы. Размер этого дополнительного сбора определяется на основе средней рыночной цены транспортного средства и фиксируется в специальном реестре, который составляется. Министерство торговли и промышленности обязуется составлять и обновлять его не реже одного раза в квартал.
В правительстве пояснили, что поправка направлена на исключение сценария, при котором отдельные импортеры и компании, ввозящие автомобили, уже прошедшие таможню в государствах — членах Евразийского экономического союза, получают незаконное преимущество перед теми, кто, уплатив пошлину, регистрирует ввозимые автомобили в Российской Федерации. Все налоги и сборы в бюджет в соответствии с положениями законодательства.
Кроме того, в соответствии с Постановлением от 01.01.01 г. таможенное декларирование всех электрических и гибридных транспортных средств должно осуществляться только на территории Российской Федерации.
Включается в утилизационный сбор с 1 апреля 2025 года.
Автомобили производятся или ликвидируются в России.
Ничего не меняется. В этом случае покупатель платит обычный утилизационный сбор. Его размер зависит от категории автомобиля. Продавец обычно включает его в стоимость автомобиля.
Автомобиль растаможен в одной из стран ОАЭ.
Неполные платежи добавляются к сумме цены.
Если полученная разница отрицательная, то она приравнивается к нулю. Следует отметить, что если при таможенном декларировании стоимость автомобиля была занижена, то сборы могут значительно возрасти.
Размеры этих сборов пока не уточняются и определяются исходя из средней рыночной стоимости, зафиксированной в официальном перечне Минпромторга. В то же время, если при оформлении таможенного документа сумма пошлины, НДС или акциза не была намеренно занижена, размер сбора останется неизменным.
Сборы рассчитываются по типу, утвержденному правительством, и сотрудники Федеральной таможенной службы контролируют правильность расчетов.
Конец использования = использование + ктп + кндс + ка, где:
Польза — сумма сборов, рассчитанная в соответствии с решением № 1291.
КТП — разница между исчисленными и уплаченными обязательствами по данным Минпромторга.
КНДС — разница между НДС и уплаченным НДС, опубликованная на сайте Министерства промышленности и торговли.
KA — разница между указанным и уплаченным акцизом в соответствии со сроком действия транспортного средства, указанным в документах (OTTS, SBCT).
Данное нововведение не затрагивает физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно растаможивающих на территории России автомобили, ввезенные из стран ЕАЭС.
Как изменятся ставки сборов?
С 1 апреля ставки платы за пользование транспортными средствами в России не изменятся.
С 1 апреля электромобили, ввозимые из стран-членов ЕАЭС, будут проходить таможенное оформление только на российской таможне.
Плата за пользование мотоциклами взиматься не будет. Цены на проезд грузовиков по-прежнему зависят от года выпуска и массы автомобиля.
Прицепы и полуприцепы оплачиваются, если их вес превышает 10 тонн. С автомобилей, возраст которых не превышает трех лет, взимается 600 000 рублей, а с более старых — 2 025 000 рублей.
Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися грузополучателями, грузоотправителями и собственниками товаров, а также с готовыми коммерческими документами на товары.
Расчет таможенных пошлин и классификация по кодам ТН ВЭД ЕАЭС производится на индивидуальной консультационной основе за отдельную плату. Необходимо предоставить внешнеторговые договоры с поставщиками, инвойсы и упаковочные листы на товары, готовые к немедленной отгрузке.
Более подробную информацию о таможенном оформлении различных товаров можно найти в разделе «Полезная информация» поисковой системы.
Вы можете самостоятельно рассчитать размер таможенных платежей, воспользовавшись нашим калькулятором.
Все права защищены. Использование текстовой или графической информации на сайте sbcargo.ru возможно только с разрешения правообладателя.
Информация на сайте носит ознакомительный характер.
И как именно будет рассчитываться плата за пользование транспортными средствами после 1 апреля?
Правительство РФ опубликовало специальную формулу для расчета платы за пользование транспортными средствами после 1 апреля 2025 года.
Без математических расчетов рассчитываются все неоплаченные платежи (НДС, таможенные и акцизные сборы) при таможенном оформлении в странах-членах ЕАЭС (Казахстане, Беларуси, Кыргызстане или Армении). Производится своеобразный перерасчет таможенных платежей, и разница учитывается в утилизационном сборе.
Кроме того, в ближайшее время Министерство торговли и промышленности опубликует список средних цен на автомобили. Ведь, например, в Кыргызстане многие люди сообщали о занижении стоимости своих автомобилей при таможенном оформлении, тем самым экономя на таможенных платежах.
Российский блогер Михаил Жуховицкий сообщает, что в Кыргызстане много новых Toyota Camry (импортированных из Китая) были приобретены за 6 000 долларов США. Местные эксперты в Кыргызстане подтверждают, что автодилеры и почти все автомобили на рынке недооценены не на 50, а на 80-90 %.
Даже без занижения, если учесть, что в Кыргызстане таможня и акцизы дешевле, чем в России, например, НДС составляет 12%, в то время как в России — 20%.
Кстати, в Беларуси НДС не взимается. Кроме того, в Беларуси автомобили часто относятся к категории «льготных», на которые предоставляются скидки до 50 % (инвалиды и члены многодетных семей). Таким образом, Беларусь была одним из основных узлов сбыта автомобилей в Европе.
Истинный пример.
Geely Monjaro, популярный в России кроссовер, стоит 4 700 000 рублей. Для примера, ввоз такого же нового автомобиля по статусу параллельного импорта через Казахстан или Киргизию составит около 3 500 000 рублей. Да, здесь нет официальной гарантии и российской мультимедийной системы (ее можно сделать самостоятельно), но преимущества огромны. Именно поэтому Geely Monjaro стал «звездой» параллельного импорта на российский рынок в прошлом году.
А что же электромобили и серийные гибриды?
Для них все еще сложнее. Электромобили и серийные гибриды (автомобили с основным двигателем), как правило, не могут быть растаможены в странах ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Кыргызстан или Армения), кроме как непосредственно в России.
Таким образом, популярные гибриды-кроссоверы китайских компаний Lixiang (Li L9, L8, L7) подорожают (примерно на 600-700 тысяч рублей).
По итогам февраля 2025 года подорожает и самый успешный и популярный в России электромобиль Zeekr.
В чем суть проблемы.
Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения и Беларусь входят в Евразийский экономический союз, поэтому автомобили могут быть ввезены в Россию из другой страны ЕАЭС без таможенного оформления. Однако во всех странах союза существует целый автомобиль для таможенного оформления и один автомобиль для внутреннего пользования. Например, при ввозе популярного в России электромобиля Zeekr 001, который в Китае стоит 44 000 долларов США (около 4 млн рублей), общая сумма таможенного платежа составляет 2,6 млн рублей. и таможенные брокеры. Однако в Кыргызстане нет уплаты НДС, специальных налогов и многих других электромобилей. Налог составляет 15 % от цены, что позволяет сэкономить до 2 млн рублей. Таким образом, ZeekR 001 в России стоит от 5,5 млн рублей, но редко бывает ниже 7-8 млн рублей при официальном таможенном оформлении.
Импортеры также имеют большие зоны защиты за занижение таможенной стоимости автомобилей. Это напрямую влияет на многие платежи. Практика в разных странах не одинакова, и предпринимаются попытки определить минимальную таможенную стоимость, чтобы исключить необоснованное занижение. Но в любом случае непрозрачная стоимость автомобиля позволяет значительно сэкономить на системе серого импорта.
Режим приоритета в странах ОАЭ распространяется исключительно на автомобили, ввозимые для внутреннего пользования. Однако страны ОАЭ никогда не блокируют поток таких автомобилей в Россию. В последнее время основным узлом является Кыргызстан (8 % импорта), за ним следуют Казахстан (6 %), Беларусь (2 %) и Армения (1 %). Остальные 80 % импорта поступают напрямую из Китая и носят формальный и параллельный характер.
Что предлагает Россия?
Россия предлагает запретить подобную практику, введя информационную систему, напоминающую контроль алкогольного рынка. Этот вопрос был поднят на заседании Межправительственного совета ОАЭ в Алматы в начале февраля. Принцип каждой страны должен заключаться в том, чтобы запустить систему управления рисками к 1 апреля 2025 года.
Предварительный текст директивы содержит несколько странных моментов. Например, он предусматривает возможность требовать уплаты пошлин и других платежей в случае ввоза в Россию автомобилей из Объединенных Арабских Эмиратов. В нем говорится о дополнительных сборах с владельцев «кривых» автомобилей. Еще одно положение обязывает членов ОАЭ следить за тем, чтобы товары использовались на их территории только в рамках приоритетного режима. Одновременно будет усилен контроль таможенной стоимости товаров и практика пересчета этой стоимости.
По мнению российской стороны, существующий подход «нивелирует меры, принимаемые для развития отечественного производства и снижения доходов федерального бюджета». В качестве примера можно привести импорт электромобилей из Кыргызстана.
В конце января 2025 года Правительство РФ отменило упрощенную сертификацию электромобилей. Правительство пояснило, что режим параллельного импорта распространяется только на чипы, покинувшие территорию России. Для популярных электромобилей и гибридов (например, Zeekr, Lixiang, Nio, BYD, Avatr) юридическим лицам для легализации придется получать одобрение типа транспортного средства (ОТТС) вместо более простого документа Zoets. В то же время ввоз электромобилей физическими лицами сохраняется, но упрощенная система сочетается с «системой управления рисками», описанной выше.
В целом, режим параллельного импорта продлен до 2025 года. Напомним, что первоначально он действовал только до февраля 2025 года.
Смогут ли современные владельцы принять удар на себя?
По мнению Антона Чапарина, вице-президента Национального автомобильного союза, такой риск существует.
— Изначально неясно, превратится ли эта схема в действительно функциональный механизм, — говорит он. — Но если это произойдет, то, конечно, изначально это приведет к росту цен на автомобили. Это произойдет потому, что тарифы уже не удастся подорвать. Как правило, приходится предварительно проходить таможенный контроль, а это уже совсем другой уровень затрат. Второй момент — это, конечно, возможность контролировать таможенную стоимость товаров по НДС-идентификатору автомобиля, который уже был заявлен в прошлом в рамках какого-то обязательства, и заявить его в рамках дополнительного обязательства — не проблема.
Антон Чапарин подчеркивает, что это уже давно является фактом и что такой риск наблюдался сразу после введения параллельного импорта через демпингующие страны. Он отмечает, что для России этот вопрос принципиален. Ведь речь идет о триллионах долларов.
— Люди, которые покупают автомобили через таможню в Кыргызстане, играют в своеобразную лотерею: повезет или не повезет, поймают или не поймают, — говорит один из экспертов.
Мы всегда думали, что купить машину с дешевой растаможкой невозможно, но, к сожалению, нас не слушают».
Антон Чапарин, вице-президент Национальной автомобильной ассоциации
Меры, предложенные Россией, вписываются в логику последних месяцев, направленную на ужесточение правил параллельного импорта. Например, в августе были не только повышены утилизационные сборы на ввозимые автомобили, но и введены новые ограничения для физических лиц, позволяющие им ввозить один автомобиль в год по персональным тарифам. Осенью некоторые китайские бренды были исключены из системы параллельного импорта.
За это необходимо заплатить дополнительный сбор в размере 300 тысяч.
Мы уже рассказывали о многочисленных подводных камнях, возникших после изменения формулировок правил параллельного импорта. В августовском указе о повышении разрывной пошлины есть сноска под номером 2, на которую не обратили особого внимания: см. сноску №. 6, суть которой нам разъяснил автоюрист Лев Волопаев.
— Это примечание касается автомобилей, ввезенных в Россию из стран ЕАЭС для личного пользования. Если в течение двух лет такой автомобиль не зарегистрирован ни в одном из государств-членов ЕАЭС, кроме России, то его владелец должен платить повышенную пошлину за корпоративное использование. Таким образом, на практике государство накладывает заградительное обязательство в виде роялти. Он заявляет. Если вы не хотите платить, вы можете вывезти автомобиль, зарегистрировать его в Кыргызстане или Армении и оставить там, чтобы заниматься этим ломом. Если же вы хотите использовать его в России, вам придется оплатить полную стоимость его демонтажа, что является своего рода компенсацией за нанесение ущерба окружающей среде».
Повышение цены на автомобиль с рабочим объемом 1-2 литра составит 306 000 рублей (новый) и 528 000 рублей (подержанный). Для 2-3-литровых двигателей цены достигнут 844,8 000 рублей и 127,9 000 рублей соответственно. А самая высокая цена распространяется на подержанные автомобили с двигателями объемом 4 литра и более — 1 624 000 рублей.
Нужно ли бороться с системой «серого» импорта автомобилей?
Дополнительные выплаты составили более 2 миллионов.
На практике это означает следующее: предположим, вы ввозите автомобиль Zeekr 001. Предположим, что это ME средней комплектации. Его цена в Китае составляет примерно 44 000 долларов США (4 миллиона рублей). Согласно российским правилам, общая сумма уплаченной пошлины в этом случае должна составить 2,65 миллиона рублей, из которых
При таможенном оформлении электромобилей в Кыргызстане не взимается НДС, специальные налоги и многие другие платежи. Пошлина составляет 15 % (такая же для электромобилей в России). Таким образом, с учетом наценок на российскую прибыль, доставку и согласительные услуги (1,5 млн рублей), цена ZeekR 001 начинается от 55-6 млн рублей. За счет акциза и НДС экономия в регионе составила 2 млн рублей. И даже больше, если занизить декларативную стоимость электромобилей. Теперь разница добавляется к утилизационному сбору только в случае уплаты в Россию, что увеличивает цену ZeekR 001 как минимум до 75-8 млн рублей.
Почему разница взимается в виде роялти?
Автоюрист Лев Воропаев объясняет, что это сделано для упрощения расчетов.
— «В прессе пишут о расчете пошлины, но мы учитываем разницу в других элементах общего таможенного платежа, — поясняет он. — Правительство не стало уплотнять процесс взимания дополнительных платежей, а просто включило все, что используют таможенные и налоговые органы для контроля точности всех платежей». С 1 апреля любая экономия, полученная при импорте через Кыргызстан или Казахстан, будет компенсировать возросшие сборы».
— Имеет ли закон обратную силу? То есть, может ли такой режим распространяться на тех, кто уже оформил свой автомобиль в России?
— Само постановление правительства не имеет обратной силы и вступает в силу только с 1 апреля. Однако Федеральная таможенная служба уже заявила, что будет работать с автовладельцами, которые не оплатили те или иные сборы. Препятствий по-прежнему нет. Новое постановление Правительства скорее подтверждает стабильность его намерений, и я верю, что в ближайшие год-два мы увидим планомерное восстановление разницы в обязательствах и других сборах через суд.
Второй пункт Постановления Правительства обязывает импортеров предоставлять декларацию на ввозимые электромобили или серийные гибриды (у таких автомобилей колеса приводятся в движение исключительно электромотором). Лев Воропаев объясняет, почему это нововведение необходимо.
— Очевидно, что таможенные декларации оформляются не всегда, так как электромобили часто ввозятся через страны со слабым таможенным режимом для данного вида транспортных средств. В настоящее время существуют обязательные документы для оплаты электромобилей.
‘Она полностью уничтожает любую альтернативу трейдерам’
Дмитрий Еременко, Black Rock Rock Premium Car & Club, объясняет, как работает новая система.
— Сейчас, когда автовладелец переписывает машину, чтобы перевезти ПТС в действующий режим, ему приходится платить за использование менее 3, 400 рублей, разница составляет НДС, который теперь является специальной налоговой пошлиной. А для нового бензинового автомобиля российская таможенная пошлина составляет 48%.
По оценкам экспертов, стоимость автомобилей, ввозимых по параллельному импорту, увеличивается на 25-30%.
-Стоимость BMW X5 30D Pro составляет около 1, 7 миллиона рублей, а мы примерно подсчитали, что такой автомобиль продается за 13-14 миллионов рублей.
— И насколько же это драматично для покупки «параллельного» автомобиля?
— Это полностью уничтожает альтернативу официальных трейдеров, продающих автомобили в Китае, так как разница в цене исчезает. Если мы говорим о европейском премиум-классе, BMW, Porsche и т.д., то спрос все равно есть. Только цена выше и аудитория меньше. В этом случае большее количество автомобилей премиум-класса будет приобретаться через юридические лица, которые могут оформлять лизинговые контракты, так как можно отключить НДС, что значительно снизит фактическую стоимость автомобиля. Однако в этом случае автомобиль придется ввозить на территорию юридического лица. Это сокращает количество продавцов на рынке.
Представитель другой компании, занимающейся параллельным импортом, отвечая на наши вопросы, был лаконичен. Цены начинаются в стратосфере.
Они получают то, что экономят».
Антон Чапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, определил новшество во фразе «режим импорта в Кыргызстане закончился».
— Национальная автомобильная ассоциация предупредила россиян, что правительство РФ недовольно существованием окон в виде российских С автомобилями, по его мнению, они найдут способ собрать то, что «сэкономили». — Конец «окна» стал очевиден к концу прошлого года. Мишустин предложил ЕАЭС, чтобы с 1 апреля все основные таможенные данные передавались российским таможенникам. Это решение пока не принято. Это предложение очень непопулярно среди партнеров ОАЭ и мешает им получать огромные денежные потоки. В настоящее время правительство издало распоряжение о закрытии канала. По сути, все, что «сэкономлено» при таможенном оформлении в Кыргызстане, будет взиматься с Российской Федерации через прекращение использования. А это НДС, специальные акцизы и обязательства. И, конечно, само прекращение использования.
Антон Чапарин утверждает, что с тех, кто уже использует такие автомобили в России, также, скорее всего, будут взиматься платежи.
— «Это говорит о том, что такой сценарий, скорее всего, будет существовать и летом 2025 года», — говорит Шапарин.
Он подчеркивает, что инновации приведут к значительному росту цен и уступают в разнообразии.
— Из российских продаж исчезли экзотические «китайцы». Их было интересно импортировать, так как цены в РФ оказались более комфортными для потребителей.
Трудности с параллельным импортом.
О планах России по перекрытию «киргизского импортного контура» стало известно по итогам межправительственной встречи ОАЭ в Алматы в начале февраля. В частности, Россия инициировала разработку единой системы контроля для автомобилей, ввозимых через ОАЭ. Страны-участницы союза предложили принять меры по ликвидации потока автомобилей в Россию по приоритетным правилам.
Кроме того, власти борются с автомобилями, прошедшими «заочную сертификацию» (без сдачи машины в аккредитованную лабораторию). Есть замечания и по новым правилам утилизационного сбора, которые позволяют властям получать дополнительные утилизационные сборы с «параллельных» автомобилей, если они не прошли сортировку в течение двух лет в одной из стран ЕАЭС, кроме России.
В августе параллельный импорт пострадал из-за введения повышенных пользовательских сборов и увеличения частного импорта на несколько автомобилей в год.