Классическая музыка берет свое начало в XVI веке. Ее размеры впечатляют и пугают. Даже наши пансионы относились к ней с предубеждением. Казалось, чтобы понять такую музыку, слушателю нужно приложить немало усилий. Но чтобы наслаждаться классикой, не нужно обладать дисциплиной. Завеса дисциплины и сложности просто не допускается.
Ваш опыт прослушивания музыки оценивается вашими чувствами, мыслями и впечатлениями. Это не является ни неправильным, ни антинаучным. Слушатель активно создает смысл музыки. Его индивидуальный опыт так же важен, как и замыслы композитора.
Погрузитесь в box-sync
Музыка, сопровождающая события: например, Бах написал важные части своих произведений для церковных церемоний и церковных праздников. Вивальди и Моцарт сочиняли произведения для досуга богатых клиентов. Концерты считались светскими мероприятиями.
Прослушивание музыки в одиночестве — относительно новая практика. При прослушивании в наушниках музыка не создает атмосферу события, а становится самим фактом. Посмотрите на ситуацию, когда в гостях играет старомодная музыка. Представьте, что ее слышат люди, их эмоции и ожидания входят в оттенки исполнения. Это делает прослушивание приятным и удовлетворяющим.
Если вам что-то нравится, узнайте больше информации. Прочитайте биографии композиторов, ознакомьтесь с работами коллег, друзей и конкурентов. Далее ищите музыку и находите анализы и разборы произведений. Википедия, другие онлайн-энциклопедии, сайты филармоний и залов — все это хорошие источники. Уважайте чужие знания, но не бойтесь подвергать их сомнению. Объективных интерпретаций музыки немного. Поэтому вы можете легко выразить свое мнение.
Больше слушайте, чтобы больше слышать.
Акустические способности — это количество музыкального опыта и знаний. Чем он выше, тем больше оттенков вы можете заметить. Хорошее прослушивание может изменить ваши вкусы: вы увидите связи между треками одного периода, отсылки к более ранним проектам или историческим событиям.
Не бойтесь использовать классику в своей жизни. Уборка в доме с Рахманиновым — зачем?
Что вы слышите? Что вы слышите?
Каждый период классической музыки имеет свое уникальное звучание. Барокко — это серьезная оригинальная музыка. Классический период основан на ровном и чистом звучании. Романтика — это настоящая буря эмоций. Новая музыка характеризуется смелыми, зачастую радикальными экспериментами. Начните с того сезона, который больше всего соответствует вашим интересам. Или послушайте композиции из разных периодов Востока.
Барокко. Церковная музыка — это духовные инструменты. Космическая музыка величественна и красива. В моде счеты — замысловатые переплетения мелодий в единый узор. Основная музыкальная форма — сюита, набор красочных композиций с разными настроениями, в которых чередуются энергичные и свободные партии.
— Сарабанда из сюиты №. 4 Минус Георг Фридер Гендель.
Классический период. Золотой век классики, эпоха появления самых знаменитых композиций последнего времени. Барочная серьезность устарела. Небольшие ансамбли играют графическую музыку рыцарей. Оркестровые согласования достигают вершины мощи и ясности. Исполнительская компетентность выходит на первый план.
Романтизм. Главные ценности этого периода — интенсивные, искренние эмоции и психологизм. Музыка становится ярче, сильнее и драматичнее. Численность оркестра достигает 150 человек. Композиторы используют и экспериментируют с народными образцами. Апофеоз стиля — блокбастер музыкального театра своего времени.
Современная музыка. Композиторы восстают против старых правил. Новаторство и эксперименты обостряются. Импрессионисты пытаются передать размытые, сиюминутные настроения, экспрессионисты находят несочетаемые и часто неожиданные звуки. В музыке появляются случайные персонажи, размышления и реконструкции прежних времен.
-Ноктюрн «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» Клода Дебюсси,
Классическая музыка — это музыка Средневековья и эпохи Возрождения. После знакомства с другими временами года рекомендуется обратиться к ним. В эволюции от барокко до современности прослеживается удивительная преемственность. К функциям хора Грегори и Жоскена Депре рекомендуется подходить постепенно, поскольку на предыдущих этапах они не столь очевидны.
Что вы читаете? Что почитать.
Популярным введением в классическую музыку является «Неполная и окончательная история классической музыки» (The Incomplete and Definitive History of Classical Music) Стивена Фрая. Фрай — известный британский комик и интеллектуал. Его любили за неформальный, но восхитительный тон, юмор и внимание к деталям.
Книга «Как слушать музыку Ляли Кандауровой» содержит общие советы и классический путеводитель по 50 небольшим главам. Другая ее работа, «30 минут музыки. Как понять и полюбить классическую музыку» — рассказы построены нелинейно, а повествование композитора разделено на четыре тематические категории. У Кандауровой также есть образовательный канал на YouTube. Обе книги снабжены QR-кодами со ссылками на проекты — можно слушать, не откладывая книгу.
Культуролог Артем Рондарев предлагает необычный взгляд на классику. В своей книге «440 герц» он рассматривает творчество русских композиторов в свете истории, социологии и философии. Его биографические очерки не вызывают уважения. Задача автора — деконструировать миф о гениальности составляющей. Личность, бытовые условия, политика, вымыслы поклонников, вымыслы биографов — Рондалев показывает, как этот фон влияет на создание и восприятие музыки. Вторая часть книги посвящена современным российским музыкантам. Если интересно, посмотрите другие музыкальные анализы автора на YouTube.
Куда мы идем? Куда вы идете?
Слушать живую музыку — это уникальный опыт. Узнайте, где в вашем городе представляют классический репертуар. Это могут быть специальные концертные залы (в Москве их достаточно много), католические или протестантские церкви. Узнайте программу в самом заведении, на его официальном сайте или в «Батарее». Ориентация на любимых композиторов, интересные презентации, советы более опытных знакомых.
В классической музыке большое внимание уделяется интерпретации. Одно и то же произведение может быть исполнено с разной выразительностью и мастерством. Считается, что талантливые музыканты создают свои неповторимые и оригинальные прочтения. Некоторые исполнители ценят определенную точку зрения, например, пианист Гленн Гульд, Полина Осетинская, дирижер Теодор Кренцис.
Обратите внимание на новичков. Например, на концертах Московской филармонии критик Ярослав Тимофеев часто говорит о музыке. Позаботьтесь об абонементах — сериях выступлений, связанных одной идеей.
Ниже приведены некоторые правила поведения на концерте.