Обладатели прав классов A, B, C и D смогут управлять квадроциклами и снегоходами, и им больше не понадобятся права на трактор. Соответствующий закон был подписан президентом Владимиром Путиным в понедельник, и поправки уже вступили в силу. При этом водители мотоциклов имеют право ездить на спецтехнике без каких-либо ограничений, а водители легковых автомобилей, грузовиков и автобусов — при наличии договора аренды, предварительного инструктажа и, возможно, в пределах ограниченной территории.
Управлять снегоходами смогут не только граждане с удостоверением тракториста-машиниста.
Фото: Андрей Коршунов, Коммерсантъ
О разработке законопроекта, который позволит водителям автомобилей и мотоциклов управлять снегоходами и квадроциклами, в конце ноября объявил глава Минэкономики Максим Решетников. Напомним, что для управления спецтехникой необходимо было получить удостоверение тракториста-машиниста в Гостехнадзоре при Министерстве сельского хозяйства. Теперь в этом нет необходимости (если вы хотите получить новое удостоверение, ранее выданное будет действовать): в понедельник были обнародованы поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и закон «О самоходных машинах и других видах техники». Они вступили в силу немедленно.
Теперь граждане, имеющие водительское удостоверение категории А или подкатегории В1 (четырехколесные и трехколесные транспортные средства с мотоциклетным седлом или рулем мотоциклетного типа), могут без ограничений управлять «самоходной техникой» категории А1, то есть четырехколесными транспортными средствами и снегоходами. Обратите внимание, что четырехколесные транспортные средства и квадрициклы — это разные категории транспортных средств. Последний представляет собой транспортное средство с открытым салоном.
Обладатели водительских прав класса B, C или D теперь могут управлять как снегоходами, так и квадроциклами, но с некоторыми ограничениями.
Они должны использовать их по договору аренды (лизинга), по которому «самоходная машина временно передается в общественное пользование». Они обязаны пройти обучение вождению и «обеспечить безопасную эксплуатацию». Судя по измененному тексту, правительство будет определять правила заключения и исполнения таких договоров. По мнению Comercant, это ограничение связано с тем, что водители автомобилей с детскими сиденьями и рулем не имеют навыков управления транспортными средствами с сиденьями для мотоциклистов.
Несоблюдение новых правил (а также управление транспортным средством без документов) карается по статье 9.3 КоАП РФ лишением прав на срок до шести месяцев или штрафом в размере от 500 до 1000 рублей.
По статистике Министерства сельского хозяйства, в 2022 году организация Гостехнадзора выдала 54 000 удостоверений категории AI (снегоходы и квадроциклы). По состоянию на ноябрь 2025 года в государственном реестре числилось 281 000 единиц техники категории АИ. По данным ГИБДД, в 2022 году (на 2025 год пока не объявлено) водительские удостоверения класса А получили 59,5 тысячи граждан, В — 1,1 миллиона, В1 — 2,5 тысячи, С — 120 тысяч, D — 32, 6 Тысяча.
Губернатор Кемеровской области Сергей Цибилев, выступая на заседании Госсовета по развитию туризма, предложил упростить доступ граждан к спецтранспорту в сентябре 2022 года. Эта инициатива, по его словам, даст толчок развитию российской снегоходной индустрии. Он привел данные, согласно которым ежегодный экономический эффект от этой отрасли составляет 26 миллиардов долларов в США и 7 миллиардов долларов в Канаде. Президент Владимир Путин поддержал эту идею, которая впоследствии была пересмотрена Министерством внутренних дел, Министерством экономики и Министерством сельского хозяйства.
По данным Comersant, на этапе обсуждения обсуждалась идея разрешить обладателям категорий B, C и D управлять вездеходами, болотоходами массой до 3,5 тонн, но с количеством мест в салоне не более восьми. Транспортное средство с двигателем категории A2).
Упрощение доступа к катанию на снегоходах очень важно для развития центров зимнего туризма, — говорит Владимир Трак, директор департамента реализации проектов Управления туристической деятельности Министерства финансов РФ. Они проводят время на отдыхе более интересно и насыщенно, создают познавательные и приятные маршруты в туристическом бизнесе, совершают экскурсии и прогулки по природным достопримечательностям, которые доступны только на снегоходах». Законопроект переводит существующий раздел рынка в легальный сектор и расширяет возможности отдыха, добавляет Илья Уманский, президент Союза туриндустрии России. Раньше из-за отсутствия необходимых для туристов водительских прав организаторы поездок не могли гарантировать такие путешествия, говорит он.
А как насчет инициативы управлять снегоходами и квадроциклами?
Мы отметили, что действующее законодательство не обсуждалось публично. 11 декабря, через две недели после заявления Максима Решефтникова, в государственной базе данных ДУМА появилась таблица поправок ко второму чтению закона «О государственном управлении (надзоре) и муниципальном управлении». В государственную ДУМА она попала в начале ноября. Хотя документ не имеет никакого отношения к водительским удостоверениям, поправки, касающиеся снегоходов и квадроциклов, были внесены группой депутатов и сенаторов (в том числе Андреем Кутеповым, Николаем Валуевым и Дмитрием Ламейкиным). Этот законодательный акт был принят 15 декабря в последний день работы государственной власти, а 21 декабря его одобрил Совет Федерации.
В Москве, Татарстане, Оренбургской области и других регионах подорожает технический контроль
Регионы продолжат устанавливать новые тарифы на техосмотр, которые вступят в силу с 1 января. Такая корректировка предусмотрена приказом Федерального Собрания. Цены должны были быть утверждены до 20 декабря. В понедельник на сайте Право. гов. ру было опубликовано постановление правительства Оренбургской области (счета на легковые автомобили вырастут с 913 до 1022 рублей). С 22 декабря подорожают счета для Забайкальского края (с 913 до 1022 рублей), Сахалинской области (с 1205-1325 до 1348-1483 рублей), Новгородской области (с 913 до 968 рублей), Москвы (с 913 до 1101 рубля).
В среднем, как уже писал «Коммерсантъ», в большинстве регионов стоимость содержания легкового автомобиля увеличивается на 12% — с 913 рублей до 1022 рублей. Сильнее всего этот процесс выражен в Тюкотке (4,5 тысячи рублей), Санкт-Петербурге (1,72 тысячи рублей) и Амурской области (1,5 тысячи рублей). Напомним, что к 2021 году она станет обязательной только для грузовиков, автобусов и такси. Владельцы частных автопарков (физические лица) должны пройти переоборудование и перерегистрацию транспортного средства в течение четырех лет, а также пройти изменения в конструкции автомобиля.