Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 22.30.03.1999 «52-ФЗ» «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подвергаются воздействию при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении. Условия и методы утилизации должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и осуществляться в соответствии с Санитарными правилами и нормами Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Санпин 42-128-4690-88, статья 3. 2. Санитарные правила содержания почв населенных мест гласят, что твердые бытовые отходы должны вывозиться, в том числе, на свалки.
До сих пор эти требования закона зачастую не соблюдаются как гражданами, так и юридическими лицами.
В случае обнаружения несанкционированной свалки граждане и организации имеют право обратиться в прокуратуру с письменным заявлением, указав на свалку.
Согласно пункту 42 статьи 42 Земельного кодекса РФ, землевладельцы и лица, не являющиеся собственниками земли, обязаны использовать участок в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к определенной категории земель и разрешенным использованием.
При этом землевладельцы и лица, не являющиеся собственниками земли, обязаны соблюдать требования градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм и правил при использовании земельного участка и выполнять другие требования. .
В зависимости от полученного запроса прокуратура проведет «Выездную проверку с целью установления местонахождения свалки и ее владельца».
В случае выявления нарушения прокурор вправе вынести собственнику участка представление с требованием устранить выявленное нарушение закона — в течение месяца собственник участка (иное уполномоченное лицо) обязан ликвидировать свалку.
Кроме того, размещение несанкционированной свалки является административным правонарушением и влечет ответственность в соответствии со ст. 6.35 Закона РФ «Об административных правонарушениях».
Информация подготовлена прокурором Заводского района г. Кемерово Викторией Юрьевной Худа.
Что делать в случае несанкционированного отказа?
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 22.30.03.1999 «52-ФЗ» «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подвергаются воздействию при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении. Условия и методы утилизации должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и осуществляться в соответствии с Санитарными правилами и нормами Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Санпин 42-128-4690-88, статья 3. 2. Санитарные правила содержания почв населенных мест гласят, что твердые бытовые отходы должны вывозиться, в том числе, на свалки.
До сих пор эти требования закона зачастую не соблюдаются как гражданами, так и юридическими лицами.
В случае обнаружения несанкционированной свалки граждане и организации имеют право обратиться в прокуратуру с письменным заявлением, указав на свалку.
Согласно пункту 42 статьи 42 Земельного кодекса РФ, землевладельцы и лица, не являющиеся собственниками земли, обязаны использовать участок в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к определенной категории земель и разрешенным использованием.
При этом землевладельцы и лица, не являющиеся собственниками земли, обязаны соблюдать требования градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм и правил при использовании земельного участка и выполнять другие требования. .
В зависимости от полученного запроса прокуратура проведет «Выездную проверку с целью установления местонахождения свалки и ее владельца».
В случае выявления нарушения прокурор вправе вынести собственнику участка представление с требованием устранить выявленное нарушение закона — в течение месяца собственник участка (иное уполномоченное лицо) обязан ликвидировать свалку.
Кроме того, размещение несанкционированной свалки является административным правонарушением и влечет ответственность в соответствии со ст. 6.35 Закона РФ «Об административных правонарушениях».
Информация подготовлена прокурором Заводского района г. Кемерово Викторией Юрьевной Худа.
Законодательная и нормативная правовая база
Закон № 89-ФЗ[5] и другие федеральные законодательные акты не содержат. — понятия «несанкционированная свалка» и «несанкционированная свалка твердых бытовых отходов» (далее — НСО ТКО); — важные нормы, регулирующие отношения по выявлению и предотвращению образования НСО, ТКО, учету и непосредственной ответственности за организацию этих свалок, включая их вывоз.
Концептуальные устройства
В судебных актах суды прямо указывают на отсутствие концептуальных механизмов, указанных в Законе № 89-ФЗ. 89-ФЗ. Так, например, в деле А41-227/21 Арбитражный суд подчеркнул, что 89-ФЗ не использует термины «несанкционированная свалка» или «ликвидация несанкционированной свалки». Устранение несанкционированных свалок не является следствием деятельности по сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию или размещению регулируемых отходов. Законом № 89-ФЗ». Кроме того, в 89-ФЗ и практически во всех судебных актах наблюдается путаница между терминами «НСО», «НСО ТКО», «несанкционированная свалка» и «несанкционированная свалка ТКО», поскольку в Законе № 2 отсутствует соответствующая терминология. В некоторых случаях используется термин «несанкционированное место складирования ТКО» (см. например, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 9 января 2020 г. по делу № А64-837/2020).
В то же время некоторые термины по-прежнему определяются в подзаконных нормативных правовых актах федерального уровня. В 2021 г.[…]02. 02. 2021 № 31 (с изменениями на 29. 11. 2021) был установлен термин «несанкционированный полигон». Однако данная методика относится скорее к отрасли административного права (хотя и включает в себя экологические нормы). Она предназначена для применения со стороны строго определенного круга лиц: сотрудников Росприроднадзора, сотрудников Россельхознадзора, сотрудников исполнительных органов Организации российских землячеств, сотрудников органа по осуществлению экологического надзора в Российской Федерации.
В Правила обращения с твердыми бытовыми отходами.[6], изданные в 2016 году, определяют сигнал для одного типа полигона — НС ТКО.
Во многих случаях при разрешении споров, связанных с разрешением НС ТКО, суды применяют не терминологию, гарантированную правилами обращения с ТКО, а понятие «НСО», содержащееся в Законе о техническом регулировании, а именно ГОСТ 3077 2-2001 [7] (см., например, определение Касёпы Государственной службы экологического надзора Российской Федерации [ 7]). См. например, упразднение 6-го судебного участка от 19. 11. 2020 г. 88А-23092/2020, постановление 8-го апелляционного суда по делу № 13. 01. 2022, 88-688/2022, постановление 9-го апелляционного суда об упразднении апелляционного суда от 01. 06. 2022 № 88А-4853/2022).
Кроме того, в некоторых случаях суды по каким-то причинам отстаивают свою позицию по положениямГОСТ 30772-2001вместо правил, гарантированных Положением об управлении ИКТ. Однако, на наш взгляд, Закон о техническом регулировании не устанавливает ни терминов и определений в области эксплуатации ИГ, ни правил обработки ИГ [8].
В дополнение к статье мы подняли вопрос об устранении ХАДа и ответственности субъекта, а также о сложности определения того, кто обязан устранять ХАДы. Были разъяснены варианты исполнения обязанности по ликвидации ТГД соответствующего лица. Сделаны выводы из изученной судебной практики. А также объяснили, что необходимо сделать для кодификации законодательства об отходах и устранения спорных ситуаций в процессе правоприменения.
[1] Основные принципы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30. 04. 2012.
[2] Отходы производства и потребления.
Инструкция: что делать при обнаружении незаконной свалки.
В мае 2018 года президент России подписал указ, согласно которому все несанкционированные свалки в нашей стране должны быть ликвидированы к 2025 году. Александр Карпов, руководитель Центра ЭОМ в Санкт-Петербурге, объясняет, как мы все можем внести свой вклад в борьбу со свалками.
Основное правило — всегда все исправлять
К 2025 году мы должны очистить города от нелегальных свалок», — заявил в апреле 2018 года Сергей Донской, исполнительный должник по природным ресурсам. Он отметил, что в российских городах насчитывается 180 незаконных свалок. В июле преемник Дмитрия Кобылкина раскрыл эту цифру. По его словам, речь идет о 191 нелегальной свалке. Однако экологические активисты утверждают, что их в разы больше.
Стихийные свалки стали распространенным явлением, потому что очень сложно найти виновных и очень сложно найти тех, кто понес наказание.
Следов нападений не остается, тем более что небольшие свалки можно очень быстро убрать, чтобы не быть наказанным. Александр Карпов, руководитель Центра ЭОМ Санкт-Петербургского физического общества, рекомендует все записывать.
Необходимо фотографировать свалку. При этом местоположение объекта должно быть точно определено по фотографии, например, с помощью географических меток на снимке. Также необходимо дать словесное описание местности», — говорит эксперт.
Зафиксировать наличие свалок можно и в Интернете.
Для этого нужно зайти на официальный ресурс Министерства экологии и природных ресурсов РФ — сайт «Природа». В заявке необходимо указать точное местоположение, опубликовать словесное описание и выложить фотографии. Авторы проекта утверждают, что все жалобы будут рассмотрены. Жалобы направляются в центральную службу Росприроднадзора. Затем обращение передается в компетентный орган, в зависимости от региона. Обращения на сайт принимались с 1 июня 2017 года. За это время около трети из них уже были рассмотрены, а свалка убрана.
Перед воротами висела «земельная карта» Общероссийского народного фронта. По итогам 2017 года первое место по количеству меток на карте впервые занял Ханты-Мансийский округ, второе — Самарская и Московская области, третье — Татарстан и четвертое — Томская область.
Оставить заявку на сайте — самый дешевый и универсальный способ. Он подходит для всех регионов нашей страны. Но, возможно, после публикации сообщения свалка не исчезнет и потребуются дальнейшие действия’, — предупреждает Александр Карпов.
Есть свалка — узнайте, где находится земля
Если обращения через Интернет не помогли, необходимо подготовить официальное обращение в органы власти в «ручном режиме». Для этого необходимо выяснить, какие участки одобрены. Только так можно выявить нарушителей. За организацию свалок предусмотрено наказание в соответствии со статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Это штраф до 250 000 рублей для юридических лиц или приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
За уборку незаконных свалок отвечают муниципальные власти. Однако если свалка находится в частной собственности, принадлежит федеральным властям или арендована, вся ответственность ложится на правообладателя. То же самое касается и лесов, — говорит Карпов.
Основной источник информации для выявления соответствующих собственников — сайт Росреестра. На карте земель общего пользования можно выбрать любой участок в России и узнать его номер и точные координаты. Если свалка крупная, особенно важно знать владельца участка.
Если объект большой, свалка не является добровольной, потому что процесс организован. Чем больше размер котлована, тем важнее уделять внимание вопросам собственности», — резюмирует эксперт.
Однако главной задачей является не привлечение к ответственности виновных, а ликвидация самой свалки. Поскольку речь идет о Росприроднадзоре, то в любом случае необходимо направить заявление в территориальный отдел этой структуры.
Ко всем заявлениям в органы власти необходимо приложить точное местоположение, описание свалки, дату проверки и, по возможности, фотографии. Для Роспроднадзора, Роспротребнадзора и Управления общественного защитника окружающей среды следует добиваться проведения выездной проверки (RAID). Почти со всеми ведомствами можно связаться в электронном виде (например, на сайте РПН).
Инспекции и исследования
Свалки не возникают сами по себе; у них есть источник. Чтобы эффективно бороться с проблемой, нужно представлять, какой ущерб она может нанести природе. Поэтому мусор следует тщательно исследовать. Если обнаружено опасное вещество, используйте его как главный аргумент в общении с властями. Это особенно опасно, если мусор находится рядом с рекой. С водой токсичные вещества распространяются быстрее и на большие расстояния.
Если свалка горит или является источником воды, имеет смысл написать в Роспотребнадзор. Именно эта служба призвана защищать права граждан на благоприятную окружающую среду.
У территориальных органов Росприроднадзора, Роспотребнадзора и природоохранных прокуроров не всегда хватает ресурсов (иногда даже нет желания), поэтому вы можете помочь им с поиском. Если это организованная свалка, сфотографируйте автомобиль и запишите его номера, — советует Карпов. Чем больше событий и деталей на свалке, тем лучше».
Кстати, нелегальные свалки не обязательно выглядят как горы — могут быть установлены и устойчивые контейнеры. Однако в России такие пункты сбора все равно нелегальны, так как отходы можно размещать только на специальных площадках. Все пункты сбора должны быть включены в государственный реестр отходов (ГРОРО). В то же время на портале есть информация и о легальных местах захоронения, но их работа приостановлена или вовсе прекращена.
Не расстраивайтесь.
Не признавайте отказ сотрудника «ответом» или «футболом». -Принципы «пятнашки» могут оказаться бессильны решить проблему. Более того, если муниципалитет начнет убирать свалку в лесу, его может наказать прокуратура за нецелевое использование средств. Для сотрудников такой ущерб гораздо сильнее, чем преследование активистов», — говорит один из руководителей ECOM.
Ответы сотрудников следует внимательно прочитать «как минимум три раза». Прочитайте содержащиеся в них ссылки на нормативные документы и только после этого принимайте решение о действиях.
Информирование общественности и СМИ
Хороший способ повлиять на ответственных лиц — это широкое информирование о проблеме. Создавайте группы в социальных сетях и темы на форумах, звоните и пишите в СМИ. Общественные организации имеет смысл рассматривать как союзников. У них есть опыт общения с властями и, как правило, больше медиаресурсов.
Такая тактика особенно полезна, когда за отказом стоят чьи-то бизнес-интересы. В таких случаях становится ясно, что у нарушителя есть «крыша» над головой». Серьезные публичные кампании уникальны, и написать инструкцию к ним невозможно. И даже вредно. Ведь их могут прочитать даже те, кто создает незаконные свалки», — говорит Александр Карпов.
Мы сообщаем нарушителям, что в ближайшее время власти планируют ужесточить наказание за организацию несанкционированных свалок. Те, кто создает незаконные свалки, должны понести справедливое наказание». 4 июля Дмитрий Кобылкин, глава Минприроды, заявил: «Мы еще не получили документы от Минприроды. Конкретные параметры документа пока неизвестны».
Непригодные отходы сортируют на уровне принципов
Министерство природных ресурсов РФ подготовило проект поправок к закону «О региональных муниципалитетах и охране окружающей среды». Он уточняет распределение ответственности за ликвидацию заброшенных свалок между местными и муниципальными властями. Предлагается считать свалкой не менее пяти кубометров отходов — все, что меньше, по мнению авторов проекта, «может быть убрано в рамках мероприятий по благоустройству». В целом служба объясняет, что необходимо проводить различие между окурками, выброшенными в неположенных местах, и свалками. Муниципальные власти предупреждают, что исправления носят косметический характер и не решают реальной проблемы.
Разработка в полноэкранном режиме.
Фото Артема Краснова, Коммерсантъ.
Нормативно-правовые акты и законопроект, опубликованный на интернет-портале для раскрытия информации о судебных процессах, были созданы по решению Конституционного суда определить источник финансового обеспечения муниципальных образований для вывоза мусора. Спор начался с администрации Кодинска (Красноярский край) и Новосибирского района Новосибирской области. Они не согласны с тем, что обязаны убирать свалки в районах области, хотя эти обязанности не подкреплены достаточным финансированием.
Правительство утверждало, что может использовать для уборки свалок средства, полученные от предоставления участков в собственность без права собственности, и штрафы. Однако Конституционный суд пришел к выводу, что такой механизм не может быть признан эффективным. Размер свалки не может быть принят во внимание. Для использования предоставляются доходы местного бюджета, свобода интриг, наличие или возможность инвестиционных условий и другие факторы.
Тем не менее, авторы поправки утверждают, что чистота — это не то место, которое убирают, а то, которое свободно от мусора. Муниципалитеты должны принимать меры по предотвращению образования бесхозных свалок. Этим занимается Министерство природных ресурсов и экологии. Для этого в плане впервые определено понятие «добровольные свалки». Как поясняется в пояснительной записке, до сих пор оно существовало только в официальных приказах Роспроднадзора и использовалось лишь для оценки эффективности работы региональных губернаторов и органов исполнительной власти.
Муниципалитеты также обязаны убирать свалки на территориях, государственная собственность на которые не разграничена, если они расположены в границах муниципальных образований. Финансирование этих задач должно осуществляться за счет штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды и платежей по искам о возмещении экологического ущерба.
Ольга Баженова, юрист, представлявшая в КС интересы администрации Кодинска, считает, что изменения, предусмотренные законопроектом, носят чисто эстетический характер и не приближают проблему к реальному решению.
Во-первых, по его словам, поправки не решают проблему финансовой поддержки муниципалитетов при исполнении соответствующих обязанностей: заявленные источники финансирования и раньше или частично определялись местными бюджетами, а в плане их просто становится больше. Цели. Более того, эти средства по-прежнему поступают в бюджеты квартир местных властей, в то время как ликвидация свалок является обязанностью городских и сельскохозяйственных поселений. Во-вторых, юристы отмечают, что, как убедительно указал Конституционный суд, возложение этих обязанностей на местные власти требует дополнительной специализации, в том числе определения порядка ликвидации свалок. Законопроект возлагает эту специализацию на субъекты Российской Федерации, но нет уверенности, что они смогут справиться с этим проектом. Местные власти, скорее всего, будут наделены более широкими полномочиями только на федеральном уровне, в основном аудиторского характера, напоминает г-жа Баженова.
Правительство готовит причины для очистки токсичных промышленных зон
Действительно, — говорит он, — вместо того, чтобы создавать специальный механизм для финансирования произвольных намеренных свалок в штатах, где государственная собственность не определена, законодатель оставляет тот же объем финансовых ресурсов муниципалитету. Он налагает обязательство по ликвидации свалок, независимо от того, принадлежит ли участок государству или муниципалитету. В таких условиях неудивительно, что законодатели так и не запустили компенсационный механизм, позволяющий муниципалитетам истребовать средства у федеральных или субъектов федерации в случае нехватки средств на ответственность за ликвидацию неутвержденных свалок. Ольга Баженова.
По данным Росприроднадзора, до начала 2022 года в России было выявлено 15,5 тыс. несанкционированных свалок. Однако даже при вывозе 19 000 таких объектов в прошлом году, на 12 000 пришлось 12 000, так как новых свалок стало больше, чем успели ликвидировать. , 12, 128 000.
Кто имеет право подать в суд на ликвидацию несанкционированных свалок?
Устранение свалок — это частный случай устранения экологического ущерба. Очистка свалки означает восстановление условий окружающей среды, существовавших до нанесения ущерба.
В соответствии с положениями п. 1082 Гражданского кодекса РФ и ст. 78 Экологического кодекса РФ для восстановления нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ и ст. 78 Экологического кодекса РФ).
Способ восстановления вреда, причиненного в ходе обжалования, выбирается истцом.
В то же время, принимая во внимание необходимость принятия эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды до причинения вреда, и наличие общественного интереса в хорошем состоянии окружающей среды, суд принял следующие меры вправе применить способ возмещения вреда, более соответствующий целям и задачам экологического права, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела (разделы 1 и 2 Закона). (статья 78 Закона об охране окружающей среды; пункт 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; пункт 1 статьи 168 АПК РФ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 46 ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением, если это предусмотрено законом. в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по просьбе другого лица либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 53 АПК РФ, обращения в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц могут быть поданы следующими органами Государственные учреждения, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд. Это делается не только в общественных интересах, но и для защиты организации и общества.
Постановление № 2 пленума Верховного суда от 30 ноября 2017 г. 49 п. 3. предусматривает возможность предъявления исков к компетентным органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурорам, гражданам, общественным организациям и НКО, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Учитывая, что пункт 6 статьи 3 Закона об охране окружающей среды возлагает ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, это относится к сфере охраны окружающей среды и к органам местного самоуправления.
Список лиц, имеющих право подавать такие заявления:.
Так, ответчик может подать иск об устранении нарушения права собственности по сговору, потребовав от него в течение определенного времени с момента вынесения судебного решения убрать продукцию на участок и прекратить вывоз отходов с участка. Если отходы не будут вывезены в указанный срок, истец может попросить суд принять сумму в размере рублей. Это соответствует стоимости вывоза отходов. В соответствии со статьями 12 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации суд обязан обязать ответчика не только предъявить иск, но и принять меры к устранению нарушения прав истца. Согласно пункту 3 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд в своем определении может разъяснить, что ответчик вправе предъявить иск о взыскании с него расходов, требуемых ответчик может исполнить решение в установленные сроки.
Напомним, что ст. 3 п. 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность за ненадлежащее обеспечение соответствующей благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на органы государственной власти Российской Федерации, являющиеся принципом субъекта Российской Федерации. Территория.