От точности учета в продуктовых магазинах и торговых предприятиях зависит вся экономическая политика магазина. Бухгалтерский учет служит важным инструментом, позволяющим эффективно управлять всем сектором розничной торговли.
Синтетический и аналитический виды бухгалтерского учета в розничной торговле
В настоящее время бухгалтерский учет в торговых предприятиях ведется на основе сочетания синтетических и аналитических методов учета. В ранее действовавшем федеральном законе о бухгалтерском учете № 21. 11. 1996 г. от 129 синтетический учет определялся как обобщение данных, отраженных в бухгалтерских документах о результатах коммерческой деятельности, которые должны соблюдаться на синтетических счетах.
Детальный учет ведется на счетах бухгалтерского учета, на которых отражается детальная информация по каждому товару и АКТам с ним в разрезе сводного счета. На практике взаимодействие этих способов учета осуществляется вместе с обобщением данных, полученных при детальном учете, с помощью синтетических счетов бухгалтерского учета. Синтетический учет распределяет остальные аналитические счета и формирует бухгалтерскую отчетность с общими показателями работы продуктового магазина. Отмена старого «бухгалтерского» закона 2011 года не отменила принцип взаимодействия синтетических и детальных счетов в бухгалтерских бюро.
Особенности бухгалтерского учета в розничной торговле
Под продуктовыми магазинами понимаются предприятия розничной торговли, осуществляющие продажи непосредственно потребителям для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Продажи в стабильном розничном магазине оформляются кассовым заданием, в котором отражается рыночная сумма. Приняв от кассира кассовый аппарат и вывески, бухгалтер записывает в книгу учета выручки за день. Каждый день информация в книге должна заноситься в бухгалтерский регистр, где отражается сумма дневной выручки от продажи продуктов питания.
Современный бухгалтерский учет в продуктовых магазинах должен основываться на соответствующем сочетании синтетического и аналитического учета. Синтетический учет должен вестись на счете 90 «Продажи». В колонке «Кредит» этого счета должна быть отражена продажная цена реализованных товаров, включая НДС. В колонке «Дебет» должны быть отражены.
В конце каждого месяца бухгалтер магазина должен занести всю эту информацию в учетный файл, отнять расходы от общей суммы полученной выручки и определить месячную валовую выручку от розничной торговли продуктами питания. Детали удаления и определения суммы общей выручки будут зависеть от того, как оцениваются запасы.
Операции учета продаж при определении учетной цены по закупочным расценкам
Если цена приобретения товара является учетной ценой, по которой производится бухгалтерский расчет, то следует произвести один из видов расчета путем сложения и вычитания массы товара, имеющегося на начало и конец учетного периода.
При организации розничной переработки продукции потребителю накладные не создаются. При этом сообщается покупная цена проданного товара и его количество при ведении книги продаж. В доказательстве кассовой книги также не отражается информация о покупной цене товара. При определении учетной стоимости из покупной цены бухгалтер должен составить вид, позволяющий произвести необходимые бухгалтерские расчеты.
В этом случае общая стоимость проданных товаров по рыночным ценам рассчитывается суммой остатка товаров по учетной цене на начало месяца (начало учетного периода) и суммой товаров, поступивших по учетной цене в течение учетного периода. Из полученного результата необходимо удалить остаток запасов товаров по учетной цене, образовавшийся на конец учетного периода.
Для определения учетной цены поступивших товаров бухгалтер должен использовать первичную учетную документацию, принятую по поступившим товарам. Размер остатка по учетной цене на конец месяца определяется с помощью процесса инвентаризации или выбытия. Таким образом, поскольку инвентаризация проводится ежемесячно, остаток товаров на конец отчетного месяца всегда соответствует остатку на начало следующего отчетного периода.
Особенности ведения учета товаров по розничным расценкам
Учет валового дохода розничной торговли по розничным ценам облегчается благодаря компьютерным технологиям, штрих-кодам на полях и использованию сканеров для записи оцифрованной информации о товарах. С помощью этих цифровых технологий автоматизируется процесс продажи. Для этого производители наносят штрих-коды на упаковку товара. Здесь содержится вся информация о товаре, производителе, продавце и его характеристиках.
Когда товар получен, сотрудники вносят всю эту информацию в базу данных магазина с помощью специального сканера. Если на товаре нет штрих-кода, информацию приходится вводить в компьютер вручную. Когда товар куплен, бухгалтер считывает всю информацию с упаковки. Это отражается в итоговом отчете в виде валовой выручки, полученной от продажи товаров по учетным ценам.
Учет товаров, проданных по учетным ценам, осуществляется на основе сводного счета в балансе 90 «Продажи». Ежедневно бухгалтер магазина на основании всех данных, записанных кассиром и отчета казначея, составляет дебетовую и кредитовую ведомость.
Количества в этих двух записях должны совпадать. Соблюдение такого регистра позволяет магазину объективно получать данные о месячном объеме продаж и о снятии остатков с товаров, за которые он несет ответственность. Не составляйте новые бухгалтерские записи, пока не закроется учетный период.
В конце месяца бухгалтер магазина должен составить предварительный баланс, не закрывая записи предыдущего месяца, и сравнить кредитовые и дебитовые обороты по «продажам» на синтетическом счете 90. Итоговые суммы должны совпадать. Себестоимость товаров рассчитывается при использовании в качестве учетной цены. Цена реализации определяется путем отнятия от цены реализации коммерческой надбавки за проданные товары.
Для ежемесячного начисления амортизации по товарам, предназначенным для продажи в продуктовом магазине, необходимо использовать функцию «красное сторно», чтобы удалить коммерческую надбавку на уже проданные товары. Бухгалтерия автозачисления фиксирует это в следующем формате.
Счет 90 «Продажи», на котором рассчитывается «Себестоимость продаж».
Кредит счета 42 «Коммерческое увеличение» (сторнировано).
Если инкассатору ежедневно доставляются квитанции, автоматический учет ведется следующим образом
Счет 57 «Транспортировка в пути».
Кредит счета 90 ‘Продажи’, расчет ‘Выручка’.
Использование автоматизации коммерческого и аналитического учета, предполагающей применение компьютерной техники, позволило упростить и сделать более понятным составление отчетности и бухгалтерских записей, повысить контроль за продаваемыми товарами и снизить коммерческие расходы.
Особенности ведения учета в продуктовом магазине
Информационные данные бухгалтерского учета искажают финансовую картину. В таких условиях повышается риск принятия неэффективных и нерациональных управленческих решений. Бухгалтерский учет в бакалее имеет множество особенностей. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Сочетание методов учета
Как правило, учет в коммерческом бизнесе предполагает сочетание методов учета. Если речь идет о продуктовых магазинах, то на первый план выходит практика сочетания аналитического и синтетического учета. Последний предполагает обобщение данных о результатах деятельности коммерческого предприятия. Аналитический учет помогает отразить на бухгалтерских счетах детальную информацию о товарах и действиях. Действительно, подробные счета служат основой для дальнейшего обобщения данных в контексте синтетического учета и посредством применения его принципов. Итоговые данные представляются в бухгалтерском отчете и отражают результаты деятельности коммерческого предприятия.
Учет в розничном магазине
Продуктовые магазины продают товары непосредственно потребителям. Этот вид деятельности классифицируется как розничный магазин. Магазины выступают в качестве стационарных торговых точек. Кассовые и приемо-сдаточные операции предусматривают составление соответствующей документации (чеков). Данные из основной документации отражаются на счетах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства. Они используются для ежедневного учета продаж и полученной выручки. В продовольственных магазинах синтетический учет ведется на счете 90. По его кредиту отражается продажная цена товара, включая НДС. Ответственные — специальные налоги, сумма НДС, расходы на организацию коммерческой деятельности, расходы на приобретение продуктов. Каждый месяц по счету «Продукты» снимаются затраты и подсчитывается общая выручка от розничной торговли. Сумма снятий и общая выручка определяется с учетом применяемого метода оценки запасов. Оценка может производиться по цене продажи или по цене покупки.
Счета продаж и рыночные цены
Характеристики расчета бухгалтерского отчета зависят от того, что принимается в качестве учетной цены. Если используется цена приобретения, то масса товара прибавляется и отнимается в начале и в конце учетного периода. Следует отметить, что при продаже продуктов питания потребителям в накладной не указывается рыночная цена. Цена покупки не отражается в кассовом документе. В связи с этим бакалейщикам необходимо подготовить соответствующий вид калькуляции. Чтобы определить общую стоимость реализованных продуктов питания, на начало месяца суммируются остатки товаров и суммируются продукты, полученные в течение отчетного периода. За единицу учета принимается учетная цена. Из полученного результата удаляется учетная цена оставшихся товаров на конец отчетного периода. Определяется учетная цена поступивших товаров в главном приходном документе. На основании этого в магазин поступают продукты питания. Проводится инвентаризация для определения остатка товаров на конец отчетного периода. Важный момент: остаток товаров на конец текущего периода должен соответствовать остатку товаров на начало следующего периода. Невыполнение ежемесячной переписи — серьезное нарушение правил учета на предприятиях розничной торговли. Ошибки в переписи приводят к искажению данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Излишне говорить, что в ней много последних.
Учет продаж и розничные цены
Учет продаж по розничным ценам проще, чем по ценам выше. Большинство магазинов компьютеризировано. Современные системы учета значительно облегчают работу бухгалтера продуктового магазина. Линии кодирования и считыватели товаров также позволяют максимально автоматизировать основные учетные задачи. Данные о каждом товаре заносятся в электронную базу при его поступлении на склад магазина. После продажи на кассе информация о товаре снова считывается специальным устройством, и в базу данных вносятся соответствующие изменения. Из итогового чека бухгалтер получает данные об общей дневной выручке. Учет розничных цен ведется на 90. Продуктовые счета регистрируются на многих ежедневных регистрах. Кассы агентств учитываются на специальном счете на счете 50. На счете 90 расходы и доходы от продаж отражаются на соответствующем компьютере. Этот счет также использует для учета 41 счет «товары». Бухгалтеру продуктового магазина целесообразно уделить особое внимание учету товаров на автоматизированных счетах и обратить внимание на то, совпадают ли соответствующие суммы записей. Ошибки чреваты искажением финансовых результатов коммерческой точки отсчета. Если все записи были сделаны правильно, можно ожидать объективной визуализации продаж за месяц и снятия остатков товара, если все данные высвечиваются в электронной базе. Последнее делает материально ответственное лицо. Важный момент: бухгалтер должен закрыть текущий отчетный период.
Автоматизация бухгалтерского учета.
Трудно представить себе эффективную розничную торговлю продуктами питания без автоматизированного учета. Решения по расчетным счетам могут быть оптимизированы. Например, в магазинах, где установлены автоматизированные системы, учет ведется автоматически в конце рабочего дня, когда выручка сдается инкассатору. То же самое касается использования функции «красного сторно» для ежемесячного вывоза товаров, что является коммерческим увеличением для продуктовых магазинов. Автоматизация в розничной торговле позволяет более эффективно контролировать применение товара и снижает стоимость торговли. Использование лицензированных систем и технологий сводит к минимуму риск ошибок в учете. Кроме того, автоматизированный учет снижает влияние человеческого фактора при формировании финансовых результатов розничной торговли за определенный учетный период. Для профессиональных бухгалтеров автоматизация полезна тем, что значительно упрощает подготовку отчетности. Бухгалтерский учет в продуктовых магазинах — дело особое и сложное. Однако профессиональный подход и использование современных технологий позволяют его соблюдать.