Современное состояние культуры в России воспринимается как кризис. Культурный кризис вызван сокращением финансирования сферы культуры, общим снижением уровня жизни большинства граждан страны (потенциальных потребителей объектов культуры), а также неготовностью самой культуры и новых работников. Социоэкономика. Особенностью современной российской культуры является кризисное состояние большинства сфер культуры и переход к многогранной форме культурного существования. Около 1 200 000 человек, работающих в сфере культуры и массовых коммуникаций, живут в «полной нищете», поскольку их зарплата значительно ниже средней по стране. Об этом заявили Министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов и Председатель Правительства РФ Сарпов С. Г. Принцип бедности в культуре // «Известия» 20. 09. 05. «Принцип бедности стал одним из основополагающих принципов в сфере культуры». Это и условие низкого уровня культуры большинства населения, в том числе «политической культуры, социальной маргинализации, роста ксенофобии. И снижение уровня толерантности», — сказал министр. Он также отметил, что многие культурные организации и учреждения закрылись из-за недостатка финансирования. За последние годы количество клубов сократилось на 23 %, библиотек — на 6 %, а музеи вообще «находятся под угрозой исчезновения». Именно поэтому Соколов подчеркнул, что культурный сектор не может продолжать сокращать финансирование, так как это «путь в никуда». В сфере культуры и СМИ работают около 3 миллионов человек, 200 000 организаций и учреждений, 10 000 издательств, около 25 000 газет и журналов.
Соколов призвал не рассматривать культуру как сферу досуга. В настоящее время культура рассматривается только как досуговая сфера, где уровень культуры населения низкий, что порождает развитие негативных тенденций в обществе», — сказал он на заседании правительства. Министр сообщил, что на заседании Совета министров Министерство культуры и массовых коммуникаций представило законопроекты и другие мероприятия, направленные на развитие культуры. В 2005 году мы должны представить законопроекты и другие мероприятия и внести в правительство десять документов», — сказал он. Среди них — документы, направленные на адресную поддержку искусства, изданий, СМИ и творческой элиты; поправки в налоговое и трудовое законодательство; развитие культурно-частного партнерства.
Децентрализация системы управления
Современная отечественная культура представлена множеством отдельных и зачастую жестко противоречащих друг другу субкультур, доминирующей из которых является субкультура новой политической и экономической элиты. Стратификация затронула и среду работников самой культуры — произошло сильное разделение этой группы на два элемента. Это основное количество привилегированных элит и рабочих в регионе, чей уровень жизни ниже официального прожиточного минимума. Страна.
Для принципов современной России вопрос культурного строительства не стал приоритетным, и это одна из главных причин культурного кризиса. Несмотря на достаточно активную законодательную работу над принципами на разных уровнях в последние годы, правовая база культурной жизни до сих пор не сформирована в полной мере. Некоторые изданные правовые акты носят чисто декларативный характер. Декларируемая система многоканального финансирования практически не работает — государственные органы не находят достаточно убедительных аргументов для привлечения других негосударственных источников в процесс оказания финансовой помощи культуре.
Еще одной особенностью современной культурной политики является относительная децентрализация системы управления. Это выражается в передаче центральными властями определенных управленческих функций местным органам власти и федеральной составляющей.
Взаимозависимость политики и культуры проявляется уже в том, что политическая сфера может рассматриваться как один из продуктов культурной и социальной деятельности, созданный на определенном этапе общественного развития. Зависимость политики от культуры зависит от ряда условий. Властные структуры заинтересованы в формировании лояльных им граждан — наряду с открытыми и замаскированными формами принуждения, государству необходимо обрабатывать идеологию общества в соответствии с требованиями культуры — оппоненты рассматривают культуру как мощное средство формирования массового неприятия власти, обесценивания Мамедова Е.В. Амортизация культурной политики // Философские науки. -2005.- № 1 Ликвидация 6167. Важнейшей причиной большого внимания политической сферы к культуре (и главной причиной существования общего феномена культурной политики) является то, что культура выступает основным механизмом социализации личности и, следовательно, воспроизводящим механизмом существующей системы социальных (политических) отношений. Этим объясняется необходимость (и неизбежность) политического управления сферой культуры — воздействуя на процессы, происходящие в культурной жизни, политическое поле воспроизводит систему социальных отношений, сложившуюся в конкретном обществе, и тем самым воспроизводит само себя. Характер этой культурной политики или государства определяется тем, какие граждане пытаются формировать субъект культурной политики, и тем, какие социальные отношения воспроизводятся в этом процессе. Обратная зависимость культуры от политики проявляется в том, что культура как экономически неприбыльная отрасль требует значительных финансовых вливаний извне (в первую очередь, как показывает существующая практика, со стороны государства), а политическая сфера вносит определенную классовость в изначально спонтанный и добровольный процесс творчества стремились регулировать, чтобы
Влияние политики на культуру
Важнейший принцип реализации культурной политики заключается в том, что субъект политического процесса всегда прямо или косвенно влияет на сферу культуры, и характер этого влияния напрямую зависит от политических целей, которые ставит перед собой субъект. Влияние в сфере культуры, отношение общества к политической системе и процессу, в рамках которого она осуществляется, является существенным для конкретного субъекта политики. Особенности реализации культурной политики определяются различными факторами социальной политики: формой государственного устройства, типом политической системы, уровнем политики, общей культурой субъекта культурной политики, национальными и культурными традициями конкретного государства. Культура культуры — это потребности и интересы общества и отдельных его элементов.
На наш взгляд, в силу формального характера типологии (отсюда и chan chant), уместнее говорить о типе культурной политики как о специфическом «поле», в котором происходит ее применение. Границами или полюсами этого поля являются, с одной стороны, политизация культуры, а с другой — ее коммерциализация. Реальная культурная политика всегда частично политизирована и частично коммерциализирована, но в то же время она может смещаться к тому или иному полюсу в зависимости от целей субъектов, к которым она применяется.
Следующие типы институтов культурной политики — государственные органы, негосударственные экономические и бизнес-структуры, сами культурные организации — одновременно играют двойную роль в культурной политике. Помимо работников культуры, субъектами культурной политики являются само культурное пространство и общество. В контексте исследования оно рассматривается как совокупность потребителей создаваемых и распространяемых культурных ценностей.