Согласно действующему Федеральному закону, рекламные конструкции — это щиты, киоски и «иные технические средства, размещенные на стационарных площадях». Они, в частности, размещаются на наружных стенах, крышах или иных конструктивных элементах зданий, «крепятся» к ним и не предназначены для перемещения. В связи с этим ФАС указывает, что к рекламным конструкциям относятся стенды, установленные на подъездах жилых домов, которые используются для распространения рекламы и не могут быть перемещены без использования специального оборудования или инструментов.
При этом требования Закона о рекламе не распространяются на сообщения органов власти, в том числе органов местного самоуправления, не содержащие рекламной информации, а также на объявления физических и юридических лиц, не имеющих отношения к движению. Предпринимательская деятельность.
‘Если такая информация (например, об отключении горячего водоснабжения) размещается на стендах в подъездах жилых домов, то к установке таких стендов применяются положения Федерального закона «О рекламе». Не применяются», — заявил заместитель руководителя ФАС России Даниил Фещук.
Также, по его мнению, требования, установленные для наружной рекламы, не распространяются на рекламу, размещенную внутри подъездов многоквартирных домов с использованием технических средств.
С другой стороны, органы местного самоуправления наделены правом определять правила благоустройства, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и территорий, внешнему виду фасадов и ограждений, озеленению, размещению и содержанию малых зданий. Формы и т.д.
‘Таким образом, местные власти имеют право определять возможность создания процессов и структур. Процессы ее установки и эксплуатации не регулируются федеральным законом «О рекламе».
Следует отметить, что правила предоставления коммунальных услуг предполагают, что управляющая компания или иной поставщик должен будет размещать их на табличках в квартирах у всех подъездов или на табличках объявлений на участках. .
Кроме того, на практике листовки и даже таблички с информацией от операторов связи (телекоммуникации, кабельное телевидение, доступ в интернет и т. д.) прикреплялись к дверям, но во многих случаях не признавались рекламой. ФАС и суды квалифицируют эти материалы как необходимую информацию для потребителей о предлагаемых телекоммуникационных услугах.
Меры по привлечению к ответственности
Перейдем к вопросу о механизмах привлечения к ответственности за нарушение маркировки интернет-рекламы. Предлагаемое регулирование не дает очевидных и прозрачных ответов. Закон «О рекламе» вводит в сферу компетенции Роскомнадзора вопросы учета, хранения и обработки информации о рекламе, распространяемой в интернете, в том числе привлечения к ответственности за нарушение соответствующих требований.
С другой стороны, необходимо отметить, что в настоящее время единственным государственным органом, имеющим право признавать информацию рекламой, является ФАС.
При отсутствии четкого порядка согласования между ФАС и Роскомнадзором наделение последнего правом рассматривать подобные дела может привести к тому, что информация в интернете будет признаваться рекламой по умолчанию.
Отметим, что недавнее разъяснение Роскомнадзора, по всей видимости, было призвано внести ясность для участников отрасли, однако дополнительные комментарии представляются необходимыми, но это уже дело кишок.
Расследование случаев несоблюдения установленных законом обязательств по маркировке включает в себя возбуждение дела о нарушении и проведение обязательных административных расследований. Напомним, что с июля прошлого года дела об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением обязательных требований, считаются предметом государственного контроля (надзора), а оценка соответствия может быть начата только после проведения проверки. Поскольку Закон о рекламе регулирует организацию и осуществление федерального государственного надзора, очевидно, что Роскомнадзор не может возбудить дело, если антимонопольные органы заранее не осуществили меры регулирования и не передали соответствующие материалы для решения вопроса о привлечении к ответственности.
Примечание: В силу состояния правовой неопределенности органы ответственности не могут служить эффективным инструментом борьбы с нарушениями и одновременно сохранения экономической активности субъектов рекламного рынка.
Было бы ошибкой оставлять формулирование механизмов ответственности на усмотрение судебной практики, что может создать риски для добросовестных участников.
Подпишитесь на рассылку, чтобы получить подарок как можно скорее! Наш электронный журнал для бухгалтеров поможет вам первыми узнать о важных изменениях в законодательстве. Подпишитесь на «Практическую бухгалтерию»! Мы ждем вас с подарками и скидками. Предложения действуют только в течение ограниченного времени. Подписаться на журнал
PS Чтобы новый закон побудил рынок действовать по четким правилам, вся система маркировки интернет-рекламы, включая процесс отчетности, должна быть последовательной, а правила — прозрачными и универсальными.
Рекламные предупреждения в 2025 году: как избежать штрафов
Реклама — эффективный способ продвижения товаров и услуг, но он не всегда прозрачен. Чтобы противостоять серой системе, в сентябре 2022 года российские рекламодатели будут законодательно обязаны помечать свою рекламу. С 1 сентября 2023 года будут введены штрафы за несоблюдение требований по маркировке.
Требование Роскомнадзора в ноябре 2023 года маркировать рекламу в Instagram (под управлением компании Meta, которая считается экстремистской и запрещена в России) вновь вызвало интерес общественности к этому вопросу.
Ранее этот вопрос трактовался по-другому. После того как в России была запрещена одна из социальных сетей, ФАС в августе 2023 года заявила, что размещение рекламы в ней не подпадает под регулирование закона.
О том, что именно считается рекламой и как в следующем году случайно не нарваться на штрафы за незаконную деятельность, рассказывается в этой статье.