Здравствуйте! Как член школьного коллектива, вы можете обратиться к директору школы с просьбой освободить вас от классного руководства. Вы имеете право отказаться от классного руководства в соответствии со статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации, которая гарантирует работникам право на свободный выбор вида труда. Однако вы должны обосновать свое желание отказаться от классного руководства, так как вы уже согласились работать с учащимися 9 класса. Причинами могут быть, например, отсутствие у вас достаточного опыта работы с этой возрастной группой или несоответствие ваших профессиональных навыков требованиям должности. В любом случае вам рекомендуется связаться с администратором школы и обсудить этот вопрос.
Для решения данного вопроса необходимо рассмотреть соответствующие положения Общего закона Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и Кодекса об образовании. В частности, согласно ст. 72 ТК РФ, работник имеет право отказаться от поручения, не соответствующего его обязанностям, если поручение не соответствует требованиям закона. Стоит также учесть, что нарушение приказа руководителем образовательного учреждения может повлечь за собой гражданско-правовую ответственность. Для отказа необходимо подготовить заявление с обоснованием причин отказа и подписать его руководителем школы или председателем совета директоров. При этом обязательным условием является соблюдение законодательства Российской Федерации.
Положения, применимые к решению данного вопроса, зависят от ряда факторов, в том числе от местного законодательства и трудового договора между работником и работодателем. Однако если предположить, что дело рассматривается в контексте общего национального законодательства (например, Трудового кодекса РФ), то могут применяться следующие положения.
Однако для более точного ответа необходимо ознакомиться со всеми правовыми документами, имеющими отношение к данному делу.
Эксперт «Парламентской газеты» Российской академии образования отвечает на вопросы читателей
‘Если нет столовой, можно ли приказом назначить председателя комиссии или классного руководителя, на какое количество учеников, способных платить за обучение, можно нанять вуз, как кормить школьников — ответы на свои и другие вопросы читателей Наталья Бондаренко публикует в своей общей колонке ‘Парламентская газета’. и Российской академии образования «Образование: право на возможности». Наталья Бодеренко, руководитель Центра образовательного права и проблем образования, рассказывает нам о реализации законодательства Российской академии образования, нормах и правилах учебного процесса.
— В нашем колледже уже два года нет столовой. Дети приносят еду из дома или готовят лапшу на переменах. Микроволновой печи, чтобы разогреть еду, нет. Зато есть холодильник с холодной и горячей водой на этаже. Может ли университет работать без столовой?
— Согласно ч. 15 ст. 25 Закона об образовании, образовательные учреждения обязаны создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья и организации питания обучающихся и работников. Часть 1 статьи 37 закона также указывает, что организация питания является обязанностью организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановление от 28. 09. 2020 № 28 Главного санитарного врача гласит, что если ребенок или подросток находится в школе или колледже более четырех часов, ему должно быть предоставлено горячее питание (пункт 1. 9).
В то же время формат организации питания может быть разным. Соответствующие рекомендации содержатся в письме Министерства образования от 31. 08. 2020, GD-1357/09.
Таким образом, вузы могут работать без столовой, если будут созданы условия для организации горячего питания студентов, например, небольшие столовые, продавцы и т.д.
— В нашем университете профессор, возглавлявший предметно-цикловую комиссию (ПЦК), ушел в отставку. Администрация предложила эту должность одному из четырех преподавателей, но все они отказались, сославшись на большую занятость. Тогда администрация своим указом назначила одного из этих преподавателей председателем предметно-цикловой комиссии. Законно ли это? В принципе, от какой дополнительной нагрузки можно отказаться?
— Согласно квалификационным характеристикам на должность педагога, утвержденным приказом Министерства здравоохранения от 26 августа 2010г. 761Н, руководство тематическими цикловыми комиссиями является дополнительной работой, так как не входит в непосредственные рабочие обязанности работников образования.
К дополнительной работе также относятся классное руководство, руководство письменными работами, руководство отделами, филиалами, учебно-консультационными пунктами, учебными кабинетами, отделами, учебными лабораториями, мастерскими, учебно-опытным театром, руководство методическими комиссиями и другие работы.
Дополнительная работа, связанная с образовательной деятельностью, выполняется по распоряжению директора учреждения, за дополнительную оплату и с письменного согласия членов учреждения. Эти условия указаны в статье 60.2 Трудового кодекса РФ. Без письменного согласия работника на выполнение дополнительной работы работодатель поступает незаконно.
Кроме того, обучающемуся заранее сообщается, что он имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы. Работодатель имеет право отменить приказ о ее выполнении заблаговременно, письменно уведомив об этом работника. Не позднее чем за 3 рабочих дня.
— Каким должно быть соотношение между студентами-бюджетниками и студентами, оплачивающими обучение в вузе? На бюджете учится больше половины. Количество учебных аудиторий не рассчитано на такое количество студентов. В результате занятия проводятся в группах по три-четыре человека, используются амфитеатры. Там нет ни парт, ни столов, ни оборудования, необходимого для занятий. Законно ли это?
— Статьи 100-101 закона «Об образовании» предусматривают осуществление образовательной деятельности за счет финансовых средств и за счет средств физических и юридических лиц. При этом максимальный процент лиц, обучающихся за счет финансовых и частных средств, не определен. Таким образом, количество студентов, обучающихся за счет бюджетных средств и платы за обучение, не ограничено.
Организация учебного процесса в вузе регулируется приказом Министерства образования от 24. 08. 2022. .
Согласно пункту 29 Приказа, количество учащихся в группе определяется с учетом требований санитарно-гигиенических норм и правил к помещениям, используемым для занятий. Исходя из специфики образовательной организации, учебные занятия и практика могут проводиться в группах различной численности, с отдельными учащимися, а также осуществляться путем деления группы на подгруппы.
Таким образом, в зависимости от действующего нормативного акта, существует возможность объединения нескольких групп одновременно для прохождения курса. При этом, конечно, учебные аудитории должны быть оборудованы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями САНПИНа.
— Я пенсионер и хочу выйти на пенсию в конце этого года. Я поставила об этом в известность администрацию. Они попросили меня написать заявление на увольнение в конце июня — в конце учебного года. Положены ли мне в этом случае отпускные? Могу ли я написать заявление в августе, после отпуска?
— Вы можете расторгнуть контракт с преподавателем по общим и дополнительным причинам. В этом случае основанием для расторжения договора является инициатива работника в соответствии с частью 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) регулируется статьей 80 настоящего документа. Согласно части 1 этой статьи, работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если Трудовым кодексом или иным федеральным законом не установлен иной срок. Этот срок начинает исчисляться со следующего дня после получения работодателем уведомления о претензии работника.
Раздел 140(1) предусматривает, что при расторжении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник не работал в день увольнения, соответствующие суммы должны быть выплачены в последний день, следующий за днем обращения сокращенного работника за расчетом. Статья 127(1) Трудового кодекса гласит, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные лицензии.
Поэтому заявление может быть составлено в любое время. Если увольнению предшествует получение разрешения, то выплачиваются отпускные, а если лицензия не используется, то при увольнении выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.
Роль классного руководителя
Должность «классного руководителя» значительно расширяет спектр обязанностей учителя. Помимо преподавания и общения с родителями, он следит за успеваемостью и посещаемостью учеников, контролирует питание, разрешает споры и т. д. Статус ответственного классного руководителя — важная и ответственная задача, привлекающая многих учителей, которые хотят активно участвовать в развитии своих учеников, в формировании их мировоззренческих ценностей.
Эта роль позволяет развивать детскую любознательность, самостоятельность, инициативу и творчество, поскольку классный руководитель организует процесс познания окружающего мира с помощью различных методов и подходов. Эта деятельность требует от учителя глубокого профессионализма, искреннего интереса и участия в жизни учеников. Однако не все учителя могут в полной мере реализовать эти многогранные и сложные задачи. И это тоже нормально.
Официальные права и обязанности классного руководителя
Согласно закону, обязанности классного руководителя не связаны напрямую с занимаемой им должностью и не входят в перечень основных обязанностей. Скорее, они вытекают из особенностей и специфики классного руководства. Вид воспитательной деятельности. Таким образом, управление порядком — это дополнительная задача, от которой теоретически можно отказаться.
Однако гораздо сложнее обстоит дело с деталями трудового договора учителя. В некоторых случаях документ определяет в качестве задач учителя только основную образовательную деятельность и предусматривает отдельное вознаграждение за классное руководство. В таких случаях учитель имеет право отказаться от дополнительных обязанностей в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ. Однако если обязанности, связанные с классным руководством, входят в перечень основных обязанностей и не характеризуются как дополнительные, отказаться от них можно только с разрешения администрации школы.
В большинстве случаев учителя берут на себя обязанности классного руководителя из личного энтузиазма, но все аспекты дополнительной работы оговариваются в контракте или дополнительном соглашении. Работа в классе требует особой ответственности — это, естественно, отражается на дополнительном материальном вознаграждении. Классные руководители могут получать до 30 000 рублей в месяц в качестве дополнительной оплаты, которая складывается из бюджетного фонда школы, городского пособия и федеральной помощи.
Закон против реальности
Для учителей начальных классов статус классного руководителя является неотъемлемой частью их профессии, в то время как для учителей средних классов решение о принятии руководства принимается самостоятельно. Документальное подтверждение отсутствует. Закон 536 определяет классное руководство как дополнительную задачу. Поэтому она может быть выполнена только с согласия учителя. Таким образом, для того, чтобы руководство школы назначило преподавателя руководить классом, необходимо согласие самого преподавателя.
В случае отказа от этой роли руководство школы не примет никаких дисциплинарных мер.
Однако на практике юристы часто сталкиваются с тем, что администрация учебных заведений может пытаться оказать давление на учителей и повлиять на их решение оставить работу в классе самыми разными способами, начиная от отмены стимулов и заканчивая улучшением образовательной среды. Работать практически невозможно.
Чтобы понять весь спектр обязанностей и ожиданий, связанных с этой ролью, полезно рассмотреть типичные должностные инструкции, включающие организацию встреч, ведение документации, проведение экскурсий и ряд более сложных обязанностей.
Российская система образования устроена таким образом, что роль классного руководителя предполагает огромный объем дополнительной работы, что приводит к увеличению продолжительности рабочего дня. В то же время, если педагог отказывается стать классным руководителем, он может столкнуться с давлением со стороны окружающих и даже рискует быть уволенным. Те, кто отказывается от дополнительных обязанностей, постепенно начинают подвергаться остракизму в коллективе, что приводит к ситуации, когда человек вынужден уйти в отставку или быть уволенным. Такая практика должна как можно скорее уйти в прошлое.